Закаливающие процедуры для детей до одного года.

Роль закаливания в жизни человека

То, что закаливание является эффективным средством укрепления здоровья, профилактики многих заболеваний, всем известно. Еще в 1899 г. видный отечественный физиолог И.Р.Тарханов дал такое определение: «К слову «закаливание» или «закал» в приложении к организму  русская речь прибегает по аналогии с явлениями, наблюдаемыми на железе, стали при их закаливании, придающим им большую твердость и стойкость». Именно в стойкости к неблагоприятным  воздействиям, прежде всего температурным, и находит отражение эффект закаливания, под которым обычно понимают способность переносить влияние низкой температуры без вредных для человека последствий. Закаливание не только повышает его устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний. (Змановский, 61)

Закаливание – это система мероприятий, повышающих устойчивость организма по отношению к различным явлениям внешней среды и прежде всего к ее температурным изменениям. (Тур, 138)

Закаливание – это повышение устойчивости организма  к неблагоприятному действию факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами. (Комаровский, 157)

Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. Одним из наиболее известных исторических примеров является опыт Древней Спарты, в которой, как писал     Плутарх,    закаливание мальчиков, будущих воинов, начиналось с грудного возраста. С семи лет они воспитывались в общественных домах в суровых «спартанских» условиях – ходили босиком в любую погоду и в облегченной одежде, купались в холодной воде и др. Воспитание девочек в Спарте отличалось лишь несколько менее суровыми требованиями. (Змановский, 62)

Абу Али ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал “Канон врачебной науки”. Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю – на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав своего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. Древнейший русский летописец Нестор в X веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так – в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье.

 

 

Скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, купали своих новорожденных в холодной воде. Якуты натирали новорожденных снегом и обливали холодной водой несколько раз в день. Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой начиная с первого дня жизни.

Основоположник отечественной медицины С.Г.Зыбелин (1735-1802 гг.) в “Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней” (1773 г.) писал: “Весьма полезно … мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней”. (Шаркова) Также одно из первых упоминаний о необходимости использования закаливания имеется в трудах известного просветителя 18 века В.И. Новикова. Первой опубликованной в России книгой о    закаливании   детей  явилась монография выдающегося педиатра Г.Н. Сперанского (1910), в которой были изложены основные принципы и правила закаливания ребенка. (Змановский,62)

Закаливание ребенка до одного года.

С появлением на свет детей мы связываем множество надежд: хотим, чтобы они выросли красивыми и умными, а еще – здоровыми и крепкими. И потому основной задачей и родителей и врачей является профилактика возможных заболеваний с первых дней жизни ребенка. Выносливость организма и его сопротивляемость по отношению к меняющимся условиям внешней среды повышаются под влиянием ЗАКАЛИВАНИЯ – воздухом, водой, рассеянным солнечным светом: у ребенка повышается иммунитет к различным заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции; закаливание способствует правильному обмену веществ, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни. Закаливание – ведущий метод повышения сопротивляемости детского организма.

Однако для получения положительного эффекта от закаливания необходимо соблюдать ряд общий правил.

 1.Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года без перерывов.

Перерывы в закаливании ведут к ослаблению адаптационных механизмов, формирующихся под влиянием закаливающих процедур. Даже у взрослых через 3-4 недели после прекращения закаливающих процедур резко ослабляется выработанная устойчивость к воздействию холода. У детей на 1-м году жизни исчезновение эффекта адаптации происходит в еще более короткие сроки – через 5-7 дней. По мере изменения условий, связанных с временем года, процедуры надо варьировать, не отменяя их полностью. Например, летний душ зимой можно заменить обливанием ног.

Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение круглого года можно лишь в том случае, если они прочно войдут в распорядок дня ребенка и будут сочетаться с обычными мероприятиями, проводимыми в различное время суток (умывание, прогулка, сон, игра, гигиеническая ванна и т. д.).

 2.Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия.

Закаливание основано на свойстве организма постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Устойчивость к воздействию пониженных температур должна воспитываться последовательно, но непрерывно. Переход от более слабых по воздействию закаливающих процедур к более сильным (за счет понижения температуры воздуха, воды и увеличения продолжительности процедуры) необходимо осуществлять постепенно. Особенно это важно для детей раннего возраста и ослабленных детей (недоношенных, страдающих гипотрофией, рахитом, эксудативным диатезом или другими аллергическими заболеваниями).

3.Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

При любых закаливающих мероприятиях необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка и индивидуальные особенности его организма. С возрастом нагрузки нужно постепенно увеличивать. Чем слабее ребенок, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но закаливать его надо обязательно! Если ребенок все же заболеет, посоветуйтесь с врачом, можно ли продолжать хотя бы некоторые процедуры с уменьшенной силой воздействия; если этого сделать нельзя, придется по выздоровлении начать все сначала.

4.Проведение закаливающих процедур на фоне положительной настроенности ребенка.

Любое закаливающее мероприятие следует проводить, предварительно создав ребенку хорошее настроение. Нельзя допускать плача, появления чувства беспокойства или страха перед закаливающими процедурами. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен, плачет, лучше перенести процедуру на другое время или совсем отменить: положительного эффекта от этой процедуры получить уже не удастся.

 5.Соблюдение температурного режима кожных покровов.

Во время закаливания обязательно проверяйте состояние кожи ребенка: проводить процедуру можно лишь в том случае, если нос и конечности у него теплые. Если ребенок охлажден и у него уже имеется сужение сосудов, выработать положительную реакцию на закаливание не удастся, можно получить лишь обратный эффект. Вредно и перегревание: оно повышает влажность кожи, что изменяет ее теплопроводность, в результате чего даже умеренное воздействие прохладной воды или воздуха могут привести к значительному переохлаждению организма ребенка.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).

Закаливание воздухом

Прежде чем объяснить родителям, как проводить закаливание воздухом, нужно напомнить им, что температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть 23oC, в возрасте от 1 до 3 мес. – 21oC, от 3 мес. до 1 года – 20oC, старше 1 года – 18oC. Грудным детям свойственны высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше, чем у взрослых, в 2,5 раза).

1 способ – проветривание помещения. Закаливание воздухом начинается именно с этого. Лучший способ проветривания – сквозное, его можно устраивать в отсутствие ребенка. Закаливающим фактором при проветривании помещения является понижение температуры на 1-2оС. Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4-5 раза в день по 10-15 минут. Летом окно должно быть открыто, оптимальная температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок, +20-22ОС. Исследования показали, что при более высокой температуре в помещении рост и развитие ребенка задерживаются.

2 способ – прогулка, включающая и сон на  воздухе. Желательно как можно больше времени проводить под открытым небом. Летом за городом целесообразно питание, сон, гимнастику, игры вынести на свежий воздух.

В любое время года полезно гулять, не забывайте только, что одеваться нужно по погоде. Не кутайте ребенка!

 

Детей с 2-3-недельного возраста в холодное время года при температуре воздуха не ниже -5ОС надо выносить на улицу. Продолжительность первой процедуры – 10 минут, в дальнейшем время прогулки следует довести до 1,5-2 часов и гулять два раза в день. В теплое время года прогулки с ребенком должны быть ежедневными, 2-3 раза в день, между кормлениями по 2-2,5 часа.

 

В первые 1,5 года жизни ребенка рекомендуется дневной сон на воздухе. При этом быстрое засыпание, спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые конечности по пробуждении свидетельствуют, что ребенок одет правильно, то есть находится в состоянии теплового комфорта. При охлаждении или перегревании ребенок спит беспокойно. Синюшность лица, холодный нос, холодные конечности являются показателями резкого охлаждения. Потный лоб и влажная кожа свидетельствуют о том, что ребенку жарко.

 

3 способ – воздушные ванны. Под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, существенно изменяются условия теплообмена, улучшается состояние нервной системы ребенка – он становится спокойнее, лучше ест и спит.

Для детей 1-го года жизни воздушные ванны начинаются с пеленания. Полезно при каждом пеленании и переодевании  оставлять ребенка на некоторое

время раздетым. Раздевать и одевать ребенка надо не торопясь. Температура воздуха во время воздушной ванны должна постепенно снижаться до +18-20ОС. Время воздушных ванн следует постепенно увеличивать, причем уже с месячного возраста воздушную ванну надо сочетать с массажем и гимнастикой.

Раздевать и одевать ребенка надо не торопясь. Температура воздуха во время воздушной ванны должна постепенно снижаться до +18-20ОС. Время воздушных ванн следует постепенно увеличивать, причем уже с месячного возраста воздушную ванну надо сочетать с массажем и гимнастикой.

В течение первого полугодия жизни рекомендуется проводить воздушные ванны по 10 минут 2 раза в день. Начинать надо с 3 минут, ежедневно прибавляя по 1 минуте. В течение второго полугодия – 2 раза в день по 15 минут, ежедневно увеличивая продолжительность ванны на 2 минуты.

о время и после воздушной ванны ребенок должен выглядеть бодрым, у него должно быть хорошее настроение. Следите за тем, чтобы дети в это время не плакали и имели возможность двигаться. Не пропустите признаки переохлаждения: при появлении «гусиной кожи» надо одеть ребенка, прекратить проведение воздушной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее продолжительность. Всегда необходимо обращать внимание на сон и аппетит ребенка: их нарушение может быть признаком неблагоприятного влияния воздушной ванны. В летний период воздушные ванны можно сочетать с солнечными.

Закаливание солнечными лучами

Биологическое действие отдельных частей солнечного спектра весьма разнообразно. Так, световые и инфракрасные лучи ускоряют биохимические процессы в клетках, повышают тканевый и общий обмен, влияют на терморегуляцию. Под их действием усиливаются защитная и выделительная функции кожи, регенерирующая способность кроветворной системы (увеличивается количество эритроцитов и лейкоцитов). Солнечные лучи активизируют эндокринные железы, ускоряют рост и развитие детей.

Однако всегда следует помнить, что солнце не только исцеляет, но и губит. Избыток солнечных лучей вызывает воспаление глаз, солнечные ожоги, тепловой и солнечный удар и даже рак кожи.

Детям раннего возраста пребывание под прямыми солнечными лучами,  также как и принятие солнечных ванн, не показано.

Ультрафиолетовые лучи оказывают положительное влияние на иммунную систему организма, но необходимо знать, что прямое воздействие ультрафиолета на кожу грудного ребенка может отрицательным образом сказаться на ее состоянии, так как в ней еще мало меланина – защитного пигмента, предохраняющего кожу старших детей от ожогов. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22oC и выше для грудных детей, лучше в безветренную погоду.

Начинать закаливание следует, при  рассеянном солнечном свете. Его лучше всего проводить во время прогулок или спокойной игры детей в утренние часы. Следите                       за тем, чтобы ребенок не обгорел.

Ребенку лучше находится в так называемой «кружевной тени». Первое время солнечные ванны малышу удобнее принимать в легкой одежде – белой панаме, светлой рубашке и трусах. Через 3-4 дня вместо рубашки наденьте ему майку, еще через несколько дней он может принимать процедуры обнаженным. Длительность первых сеансов 1-4 мин (по 1 мин на спине, животе, правом и левом боку). Затем каждые 2-3 дня прибавляйте по 1 мин на каждую сторону тела.

При хорошем общем состоянии, если ребенок хорошо переносит нахождение в кружевной тени деревьев, можно подставить его и под прямые солнечные лучи, вначале на полминуты, а затем постепенно довести время пребывания на солнце до 5 минут. В средней полосе России ванны лучше начинать с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 часов утра.

После солнечной ванны желательно сделать обливание или другую водную процедуру. Детям, как правило, достаточно принимать солнечную ванну 1 раз в день.

Во время закаливания солнцем постоянно следите за поведением  ребенка. При появлении  сердцебиения, головной боли, покраснении лица, появлении раздражительности, возбудимости, вялости ребенка надо увести из кружевной тени деревьев или из-под прямых лучей солнца в тень и напоить остуженной кипяченой водой. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30°С.

Если ребенок ослаблен заболеваниями, закаливание солнечными лучами должно проводиться очень осторожно, под контролем постоянно находящегося рядом взрослого, необходимо также периодически консультироваться с лечащим врачом или врачом ЛФК, которые разрешают и дозируют процедуру. Если же причин для беспокойства нет, постарайтесь использовать любую возможность для облучения ребенка солнечным светом.

После солнечных ванн детям назначают водные процедуры. Так как при влажной коже происходит переохлаждение организма, обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая.

Водные процедуры

Теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха, поэтому водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению с воздушными процедурами.

Методика водного закаливания зависит от возраста ребенка. Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания. Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.

Традиционные водные процедуры

Возраст ребенка от рождения до 2 – 3 мес.

1.Общие ванны – ребенка купают ежедневно водой температуры 37 – 36° С в течение 5 мин., затем обливают водой с температурой на 2° С ниже.

2.Подмывание, умывание, которое длится 1 – 2 мин., вначале проводят при температуре воды 28° С, через каждые 1 – 2 дня и снижают на 1 – 2° С и доводят до 20 – 22° С.

3.Местное влажное обтирание – рукавичкой, смоченной водой температуры 33 – 36° С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1 – 2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1° С и доводят до 28° С. Каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.

Возраст ребенка от 2 – 3 до 9 – 10 мес.

1 и 2 как в предыдущей возрастной группе.

3.Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину.  Температура воды такая же, как при местных обтираниях. В воду можно добавить соль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило – каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.

Возраст ребенка от 9 – 10 мес. до 1 года

1 и 2 как в предыдущих возрастных группах.

3.Общее обливание. При этой процедуре ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать близко от тела ребенка (25 – 30 см). Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35 – 37° С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1° С и доводят до 28° С.

Интенсивное закаливание

Сюда относятся любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.

Многие врачи, занимающиеся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным. У части детей действительно увеличивается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Однако у многих, особенно при чрезмерном закаливании ребенка, вследствие физиологической незрелости нервно-эндокринной системы происходит не повышение, а наоборот, подавление иммунной активности.

Контрастное закаливание. Можно сказать, что это золотая середина между традиционным и интенсивным закаливанием. Сюда относятся контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др.

НОЖНЫЕ ВАННЫ

Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Необходимо соблюдать правило – нельзя обливать холодные ноги холодной водой, то есть ноги предварительно нужно согреть.

Процедура. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38-40°С, а в другом (в первый раз) на 3-4°С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин. (топчет ими), затем в прохладную на 5-20 с. Число попеременных погружений 3-6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1°С и доводят до 18-10°С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных – горячей.

ОБТИРАНИЕ. Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с настоем трав. Для более интенсивного охлаждения используют настой мяты. Сухую траву с цветами заливают кипятком из расчета 4 столовые ложки на 1 л, настаивают 30 мин., фильтруют, охлаждают до 20-22°С.

Горячий настой готовят с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками. Их берут по 2 столовые ложки на 1 л кипятка, настаивают, фильтруют, подогревают до 38-40°С.

Процедура. Сначала растирают ручку ребенка полотенцем, смоченным в холодном настое, затем другой рукавичкой, смоченной в горячем растворе, а после этого сухим полотенцем растирают ручку до покраснения. Так проводят процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем. У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40-42°С, а холодного снизить до 4-6°С.

БАНЯ. Во многих регионах нашей страны широко используется закаливающий эффект русской бани. Основой его является строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание – охлаждение – отдых. Формула закаливающего цикла – 1:1:2, т. е. париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать в два раза дольше. Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла.

В парильном отделении вначале следует находиться не более 3-5 мин., через несколько посещений можно увеличить время до 5-10 мин. Вначале охлаждение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее – купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают до 4-5.

ХОЛОД. Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Но есть сторонники и этого метода. Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания. Для этого вида закаливания используют обливание из ведра водой температуры 3-4°С, купание в ледяной воде в течение 1-4 мин. в домашней ванне и, как высшую форму закаливания, зимнее плавание, или “моржевание”.

“Палачами” почитают многие тех родителей, которые погружают ребенка в прорубь. Однако до сих пор, когда уже сотни младенцев в последние годы познали прорубь, никто не наблюдал признаков “падучей болезни”, а наоборот, наблюдали излечение многих распространенных у детей заболеваний, особенно инфекционных. А когда у ребенка лезут зубы, купание в ледяной воде значительно облегчает его страдания.

Мнения ортодоксальных медиков по поводу закаливания младенцев в ледяной воде в основном отрицательные. Говорят о так называемой цене адаптации, которую заплатит ребенок из-за таких процедур. Ссылаются также на отсутствие научных данных (которые естественно не могут появиться, если проблема отвергается сразу же).

Вот мнение известного специалиста в области закаливания А.Н.Колгушкина:

«Первичный положительный результат закаливания ледяной водой часто проявляется сразу же: дети крепнут на глазах, избавляются от простудных заболеваний, быстрее развиваются».

Сегодня все большее число родителей убеждается в порочности медицинизированного подхода к ребенку. Большинство медицинских работников не замечает и этого, несмотря на рост детской заболеваемости, уповая на новейшие препараты и процедуры, создавая новые вакцины и усиливая опеку, насаждая все те же старые принципы.

Вот как отвечает на вопрос о возможности погружения ребенка в прорубь И.А.Аршавский: “…да, погружать ребенка, даже первых недель жизни, в такую воду и тотчас же извлечь можно; никакими отрицательными последствиями на последующем развитии ребенка это не скажется”. Но при этом он подчеркивает и важность контроля степени воздействия. Критерий – повышение мышечного тонуса и двигательной активности. Отсутствие этих реакций будет свидетельствовать, что воздействие переходит границы физиологического стресса.

Однако далее И.А.Аршавский отмечает: “Итак, мгновенное погружение допустимо. Однако для закаливания оно не обязательно, а значит, по-видимому, и нежелательно”.

Какие же непременные условия должны соблюдаться при погружении детей в прорубь?

Во-первых, естественный образ жизни ребенка. Тех, кто критикует купание детей в проруби, можно считать правыми в том смысле, что для ребенка, воспитываемого традиционно, а стало быть, имеющего нарушенную терморегуляцию, такая нагрузка может оказаться слишком сильной.

Во-вторых, сами родители (или хотя бы один из них) должны использовать эту процедуру в своем закаливании. В этой сильной процедуре особенно должны быть исключены возможные подсознательные страхи. Психический настрой должен быть исключительно положительным.

В-третьих, весьма желательно, чтобы мать занималась закаливанием во время беременности, в том числе и купанием в проруби.

В-четвертых, эта “пиковая” процедура должна проводиться на фоне других закаливающих мероприятий (гимнастика, плавание, воздух и солнце и т.д.).

Необходимо также отметить, что речь идет вовсе не о “моржевании”, то есть о регулярном и частом купании в проруби, могущим быть при этом и длительным по времени. Речь идет об эпизодических погружениях, происходящих обычно не чаще одного раза в неделю. (Более частые лишь в случаях определенных заболеваний.)

При регулярных частых купаниях реакция организма может перейти границы физиологического стресса. “Частое и систематическое повторение подобных процедур исчерпывает адаптивные возможности и может в дальнейшем сказаться задержкой развития и снижением иммунобиологической устойчивости”.

Погружать детей в прорубь некоторые родители начинают с месячного возраста, а иногда и раньше. Как правило, лучше самому залезть в воду вместе с малышом, окунуть его (включая голову) один или несколько раз подряд. После этого завернуть в одеяло, по возможности зайти в теплое помещение и приложить его к груди.

Еще раз отметим, что как ни при какой другой процедуре здесь важна подготовленность родителей и настрой на положительный результат.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ИНТЕНСИВНОМУ ХОЛОДОВОМУ И КОНТРАСТНОМУ ЗАКАЛИВАНИЮ ДЕТЕЙ

Для детей дошкольного возраста моржевание, погружение в ванну с ледяной водой или общее обливание ледяной водой не допускаются. Использование других методов может быть разрешено только врачом-педиатром или специалистом врачебно-физкультурного диспансера. При этом врач берет на себя ответственность за проведение дополнительного тщательного наблюдения за закаливанием такого ребенка. Приводимый ниже перечень противопоказаний является неполным и поэтому служит для врача лишь ориентиром. Во всех случаях, когда ребенок имеет заболевания или состояния, не вошедшие в перечень, назначение закаливающих процедур проводится индивидуально.

Перечень противопоказаний

  • Негативное отношение и страх ребенка.
  • Отсутствие полного контакта и отношений сотрудничества с семьей.
  • Срок менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки.
  • Срок менее двух недель после обострения хронического заболевания.
  • Карантин в детском учреждении или по месту жительства, наличие случаев нейроинфекции в окружении ребенка в течение последнего месяца.
  • Высокая температура в вечерние часы.
  • Выраженная недостаточность питания.
  • Ревматизм и диабет в семейном анамнезе.

   Что касается противопоказаний к интенсивным методам закаливания с использованием высоких температур (сауна, баня), то их перечень значительно меньше:

  • В раннем детском возрасте это последствия родовых травм и других повреждений, возникающих в перинатальном периоде.
  • Постгипоксическая энцефалопатия.
  • Повышенная судорожная готовность.
  • Врожденные пороки сердца в стадии декомпенсации.
  • Острые инфекционные заболевания с высокой температурой.
  • Различные формы эпилепсии.

Таким образом, интенсивные методы закаливания могут быть рекомендованы лишь детям, не имеющим к ним противопоказаний, обладающим соответствующим типом терморегуляции.

Босохождение

Босохождение хорошая закалка и профилактика плоскостопия. Закаляя стопы, мы закаляем горло. Рецепторы стоп неразрывно связаны со всем организмом. Если постоянно ходить в обуви, то ноги привыкают к определенной температуре, и потом от переохлаждения сразу следствие – заболевание. А закаленные стопы менее чувствительны к резким изменениям температуры.

При босохождении увеличивается деятельность практически всех мышц, улучшается циркуляция крови, умственная деятельность.

Большое значение имеет и выбор поверхности. Песок горячий, асфальт, камни сильно раздражают. А теплый песок, трава, ковер успокаивают.

Начинать эту закалку можно в любом возрасте, как только малыш начал ходить.

Здоровый образ жизни

В подавляющем большинстве случаев, «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим крестиком на совести мамы и папы – мол, мы сделали все, что могли.

Так что не закаливать? Закаливать, но правильно.

Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни.

Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.

Раз и навсегда определить некие правила, обязательные для исполнения:

  • Гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность;
  • Никогда не заставлять есть;
  • Свести до минимума контакты с бытовой химией;
  • Предоставить возможность одеваться самому (самому выбирать количество вещей);
  • Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки); лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым;
  • Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день влажная уборка;
  • Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики;
  • Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух – не из окна, а в лесу, цветы – не в вазе, а в поле, воду – в реке, а не из водопровода.

Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья очевидна. Но имеем, что имеем: печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Перечень причин, мешающих закаливанию, можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий – болезнь ребенка сама по себе требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком – очень хороший вариант закаливания, родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.

Закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание никоим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней, – если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа – «благополучно» заболеет, как и остальные «незакаленные». Но именно, закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть  и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.

Ребенок не нуждается в закаливании. Ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни (Комаровский, 162-165).

Скачать весь материал

Содержание:

  1. Роль закаливания в жизни человека
  2. Закаливание ребенка до одного года
  3. Закаливание воздухом
  4. Закаливание солнечными лучами
  5. Водные процедуры

5.1. Традиционные водные процедуры

5.2. Интенсивное закаливание

5.3. Противопоказания к интенсивному  холодовому  и контрастному закаливанию детей

  1. Босохождение
  2. Здоровый образ жизни
  3. Список источников

Вам может также понравиться...